:

Интервью Посла Республики Беларусь в ФРГ Дениса Сидоренко  журналу “Wostok”

09.06.2023 г.

Официальные отношения между Республикой Беларусь и ЕС, а также Германией находятся в настоящее время, пожалуй, на самом низком уровне с момента обретения Беларусью независимости в 1991 году, хотя, по крайней мере, посольства двух стран продолжают работать. Беларусь, как и Российская Федерация, подвергается санкционному давлению со стороны Запада, последствия которого ощущают также и беднейшие страны мира. Робин Вагенер, назначенный 1 марта 2023 г. на должность координатора по межобщественному сотрудничеству с государствами Южного Кавказа, Республикой Молдова, а также странами Центральной Азии, должен стать в будущем «центральным представителем Федерального правительства, ответственным за контакты с находящимися в изгнании представителями белорусского и российского гражданского общества, придерживающимися демократических и критических по отношению к правительствам своих стран взглядов».

Конфронтация между коллективным Западом и Россией уже более года определяет политическую жизнь. События, которые происходили в Беларуси, если они не связаны напрямую с украинским конфликтом, постепенно забываются. Давно анонсированный конституционный референдум состоялся в Беларуси в феврале 2022 года. Какие перемены ожидаются в результате референдума? Как геополитическая ситуация влияет на конституционный процесс?

Прошедший в Республике Беларусь в феврале 2022 года конституционный референдум стал важной вехой в развитии белорусского государства и общества.

Основными целями конституционной реформы были укрепление белорусской государственности, повышение устойчивости правовой системы, обеспечение прогрессивного экономического и социального развития страны с учетом национальных традиций, современных вызовов и непростой международной обстановки.

Вынесенные на референдум поправки в Основной закон были подготовлены специальной конституционной комиссией с учетом результатов состоявшейся накануне широкой и открытой общественной дискуссии. Они были поддержаны абсолютным большинством граждан страны. На референдуме за изменение Конституции высказались 82,86% участников голосования.

Принятые конституционные поправки предполагают, среди прочего, существенное перераспределение полномочий ветвей власти, в частности за счет повышения статуса и расширения компетенции Конституционного Суда и Парламента, а также создание нового конституционного органа – Всебелорусского народного собрания (ВНС), имеющего свои исторические демократические традиции в Беларуси.

В развитие итогов референдума и соответствующих конституционных изменений был разработан и принят ряд законов, включая закон о Всебелорусском народном собрании, обновленный Избирательный кодекс, внесены поправки в законы о Национальном собрании и Совете Министров Республики Беларусь, о политических партиях и общественных объединениях. Работа по приведению законодательства в соответствие с новой Конституцией продолжается.

В феврале 2024 года в Беларуси запланированы парламентские выборы и выборы в местные органы власти. Затем будут избраны члены Всебелорусского народного собрания. Фактически с формированием ВНС первого состава процесс конституционной реформы будет в целом завершен.

Беларусь в период с 1996 года обладала статусом государства, свободного от ядерного оружия. Отказ Беларуси от безъядерного статуса в результате конституционного референдума 2022 года подвергался критике. Теперь Россия объявила о размещении своего тактического ядерного оружия в Беларуси в рамках Союзного государства Беларуси и России. Как Ваша страна в целом относится к Договору о нераспространении ядерного оружия и также к Договору о запрещении ядерного оружия, который, впрочем, не поддерживается ни одним из официальных и неофициальных ядерных государств?

Республика Беларусь является последовательным сторонником ядерного разоружения и нераспространения.

В 1993 году Беларусь сделала осознанный выбор в пользу отказа от ядерного оружия и присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). При этом Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием без предварительных условий и оговорок.

В декабре 1994 года в г.Будапеште Россия, США и Великобритания подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия и приняли на себя обязательства гарантировать территориальную целостность и суверенитет Беларуси, а также отказаться от любых мер политического и экономического принуждения. Однако в течение уже длительного времени Республика Беларусь подвергается беспрецедентному политическому, экономическому, финансовому и информационному давлению, в частности, со стороны США и Великобритании, что является прямым нарушением положений Будапештского меморандума. Более того, односторонние принудительные меры в политике и экономике сопровождаются также наращиванием на территории соседних стран-членов НАТО военного потенциала в непосредственной близости у наших границ.

Учитывая указанные обстоятельства и вытекающие из них законные озабоченности и риски в сфере национальной безопасности, Беларусь предпринимает вынужденные ответные действия по укреплению собственной безопасности и обороноспособности. При этом необходимо отметить, что военное сотрудничество Беларуси и России полностью соответствует международному праву. Обучение белорусских пилотов, способных управлять самолетами со специфическими боеприпасами, модернизация таких самолетов, а также планируемое размещение российского ядерного оружия на территории Беларуси не противоречат положениям ДНЯО. В НАТО давно существует практика «совместных ядерных миссий», самолеты стран-членов Альянса сертифицированы для полетов с ядерным оружием, идет подготовка летного состава для таких «миссий», проводятся соответствующие учения. На территории европейских стран-членов НАТО, включая Германию, хранятся свыше 150 единиц тактического ядерного оружия США.

Что касается Договора о запрещении ядерного оружия, то Республика Беларусь не участвовала в его разработке и не является участником данного Договора. На данном этапе Беларусь исходит из того, что создание форматов, дублирующих ДНЯО, не будет способствовать дальнейшему ядерному разоружению и укреплению глобального режима нераспространения. Беларусь выступает за взвешенный и поэтапный подход к ядерному разоружению, являющемуся одной из стратегических целей ДНЯО, в целях придания этому процессу многостороннего и необратимого характера.

Белорусская сторона убеждена, что на смену конфронтационной риторике и раскручивающейся спирали гонки вооружений должен прийти конструктивный и взаимоуважительный диалог, направленный на укрепление архитектуры глобальной и региональной безопасности, а также многосторонних механизмов разоружения, нераспространения ядерного оружия и контроля над вооружениями, в том числе в ядерной сфере. К этому мы призывали и будем призывать всех наших партнеров.

Минск был посредником в украинском конфликте и способствовал достижению Минских соглашений 2014 и 2015 годов. Первые в период с февраля 2022 года переговоры между Россией и Украиной о прекращении войны прошли на белорусской границе. Как Беларусь относится к украинскому конфликту? Международные оценки разнятся от позиции посредника до подчиненного участника войны. Президент Лукашенко весной посетил Китай – поддерживает ли Минск состоящий из 12 пунктов «позиционный документ» Китайской Народной Республики относительно урегулирования конфликта? И как складываются отношения с Украиной? Принимает ли Беларусь беженцев, в каких масштабах?

С учетом во многом трагической истории Беларуси и белорусского народа, включая огромные человеческие потери в ходе Второй мировой войны, мир для белорусов имеет фундаментальное значение.

В этой связи Республика Беларусь последовательно выступает за скорейшее мирное урегулирование военного конфликта в Украине путем дипломатических переговоров и готова всячески содействовать этому процессу, например, через предоставление площадки для мирных переговоров в любых форматах. Именно на белорусской земле в 2014-2015 гг. были выработаны т.н. «Минские договоренности», которые были призваны обеспечить приемлемое для всех решение украинского кризиса. К сожалению, эти договоренности не были реализованы.

В конце февраля — начале марта 2022 года Беларусь вновь инициировала проведение российско-украинских переговоров на своей территории в целях прекращения военных действий и поиска дипломатического решения. Состоявшиеся тогда три раунда переговоров давали надежду на возможное компромиссное урегулирование и заложили основу для т.н. «стамбульской формулы». Сегодня можно только сожалеть о том, что данный процесс был сорван и была упущена уникальная возможность избежать дальнейших человеческих жертв и разрушений.

Хотел бы подчеркнуть: Беларусь не участвует в военных действиях в Украине и не является стороной данного конфликта. Все предпринятые Республикой Беларусь шаги по обеспечению и укреплению своей собственной безопасности, в том числе в рамках союзнических отношений с Россией и соответствующих обязательств, носят исключительно оборонительный характер.

Подходы Республики Беларусь и Китайской Народной Республики по вопросам международной безопасности во многом совпадают. В принятом в ходе недавнего государственного визита Президента Беларуси А.Г. Лукашенко в Китай Совместном заявлении о дальнейшем развитии отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства между двумя странами в новую эпоху была подчеркнута, в частности, заинтересованность обеих сторон в скорейшем установлении мира в Украине и предотвращении эскалации кризиса. В этом плане Республика Беларусь приветствует китайский «позиционный документ».

С учетом общей границы протяженностью более 1000 километров, традиционных экономических, общественных и культурных связей между нашими странами и народами Беларусь, естественно, заинтересована во нормальных отношениях с Украиной в будущем. Свидетельством сохранения контактов и такой заинтересованности является и тот факт, что в Минске продолжает работать украинская дипмиссия.

Беларусь открыта для беженцев и вынужденных переселенцев из Украины. С февраля 2022 года, по данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в нашу страну въехало более 90 тысяч украинских граждан. Всем нуждающимся было оказано необходимое гуманитарное и другое содействие.

ЕС и его государства-члены при принятии санкций ставят Беларусь в один ряд с Россией. Какие санкции действуют и как они реально сказываются на положении в стране?

Беларусь уже на протяжении продолжительного периода времени сталкивается с применением против нее США и Европейским союзом односторонних, незаконных с точки зрения международного права и противоречащих, в частности, обязательствам ОБСЕ ограничительных мер, в том числе экономического характера.

В последние несколько лет эта порочная практика приобрела беспрецедентные масштаб и характер. Под надуманными предлогами вводятся санкции против целых секторов белорусской экономики. В результате страдают в первую очередь простые белорусские граждане. Кроме того, наносится существенный ущерб международной торговле, разрушаются десятилетиями налаженные кооперационные связи и логистические маршруты в регионе, создаются препятствия для гуманитарных проектов и контактов между людьми, в частности, вследствие прекращенного из-за санкций авиасообщения между нашими странами. Косвенно отдельные антибелорусские ограничительные меры негативно сказываются и на других странах мира. Так, например, санкции в отношении белорусской калийной отрасли способствовали повышению стоимости удобрений и сельскохозяйственной продукции на международных рынках, в результате чего возникла угроза мировой продовольственной безопасности.

В конечном счете введенные Евросоюзом санкции против Беларуси имеют серьезный обратный эффект и возвращаются бумерангом, нанося ущерб европейскому бизнесу и гражданам стран-членов ЕС.

Несмотря на объективные негативные последствия санкций, Беларусь справится с этим вызовом, в том числе через переориентацию своего экономического и другого взаимодействия. Надеемся, что там, где это возможно, нам удастся продолжить прагматичное сотрудничество с заинтересованными европейскими партнерами. Вместе с тем убеждены, что такая недальновидная, контрпродуктивная санкционная политика Евросоюза не отвечает его собственным интересам и не способствует совместным усилиям по восстановлению стабильности и безопасности в регионе.

К числу придерживающихся воинственной риторики стран ЕС относятся, прежде всего, балтийские государства и Польша. Как складываются отношения с непосредственными соседями – Латвией, Литвой, Польшей, с которыми многое исторически связывает Беларусь?

Наши отношения с непосредственными соседями из числа стран-членов ЕС, в частности с Литвой и Польшей, в настоящее время весьма непростые.

К сожалению, правительства этих стран, с которыми нас также многое исторически связывает, избрали абсолютно негативистский, конфронтационный подход в отношении Республики Беларусь. Вместо развития взаимоуважительного диалога и добрососедского сотрудничества они делают все возможное, чтобы попытаться дестабилизировать ситуацию в Беларуси и нанести максимальный ущерб нашим двусторонним отношениям.

Официальными лицами этих стран в отношении Республики Беларусь и ее руководства используется неприемлемая оскорбительная риторика. Закрываются пограничные и таможенные пункты пропуска, создаются искусственные препятствия для движения людей и товаров, в том числе через блокирование приграничных человеческих контактов и транзита белорусской продукции через морские порты. На нашей границе строятся новые заборы и стальные стены, наносящие существенный ущерб общим экосистемам, в частности в Беловежской пуще, которая является последним заповедным лесом Европы и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Уверены, что это не выбор и позиция литовского и польского народов.

Со своей стороны, несмотря на все враждебные заявления и действия Вильнюса и Варшавы, Беларусь продолжает наглядно демонстрировать свою открытость и готовность к диалогу. В частности, в ответ на визовые ограничения ЕС и усложнение пересечения границы белорусской стороной было принято одностороннее решение о введении режима безвизового въезда для граждан Латвии, Литвы и Польши, который будет действовать как минимум до конца 2023 года и которым уже многие из них воспользовались.

В плане отношений с ЕС и Германией есть ли еще контакты с официальными учреждениями? Федеральное правительство Германии отказывается от контактов с официальными белорусскими структурами, какой подход применяется Вашей страной? Как Вы оцениваете то, что новый координатор в Федеральном министерстве иностранных дел должен быть «центральным представителем Федерального правительства, ответственным за контакты с находящимися в изгнании представителями белорусского и российского гражданского общества, придерживающимися демократических и критических по отношению к правительствам своих стран взглядов»?

Политический диалог и отношения в целом Беларуси с Европейским союзом и Германией находятся на данный момент, пожалуй, в самой низкой точке своего развития с момента обретения нашей страной независимости в 1991 году. И это весьма прискорбно.

В апреле этого года исполнилось ровно 100 лет с даты установления двусторонних белорусско-германских дипломатических отношений. К сожалению, этот дипломатический юбилей для нас не столько праздничное событие, сколько повод серьезно задуматься над тем, как дальше может выстраиваться наше взаимодействие.

В последние годы немецкая сторона последовательно, шаг за шагом ограничивала официальные контакты и возможности для конструктивного диалога и сотрудничества. Не по нашей инициативе многие значимые и перспективные двусторонние проекты, включая деятельность созданной в 2020 году Стратегической консультативной группы Беларусь-Германия, были поставлены на паузу либо полностью свернуты. Упомянутый Вами мандат координатора по межобщественному сотрудничеству и ряд других инструментов Федерального правительства наглядно свидетельствуют о том, как узко и однобоко видит немецкая сторона Республику Беларусь и сотрудничество с нашей страной, по сути, игнорируя при этом подавляющее большинство населения Беларуси.

Существенное негативное влияние на различные аспекты нашего взаимодействия с Германией также оказывает санкционная политика ЕС.

Твердо убежден, что такая ситуация не отвечает реальным интересам ни Беларуси, ни Германии. Она в корне противоречит интересам и ожиданиям граждан наших двух стран.

Несмотря на текущие вызовы и трудности, уверен в том, что в перспективе наше сотрудничество с Германией вернется в конструктивное русло. Альтернативы этому нет. Будущее наших отношений – прагматичное партнерство и европейское добрососедство.

Германия – при всех актуальных разногласиях – важный партнер Беларуси в Европе. Но и Республика Беларусь, являясь неотъемлемым элементом системы региональной безопасности и ключевой транзитной страной Восточной Европы, также представляет существенное значение для ФРГ. В наших общих интересах – обеспечение безопасности, стабильности и экономического развития. Есть целый ряд трансграничных вызовов, процессов и явлений, для преодоления и урегулирования которых необходимо объединение усилий. Это касается, например, таких тем, как устойчивое развитие и изменение климата, миграционные потоки и евразийский транзит.

Беларусь открыта к взаимоуважительному диалогу с Германией по всем вопросам.

Многие немецкие общественные объединения и организации гражданского общества традиционно, иногда на протяжении десятилетий поддерживают отношения со своими партнерами в Беларуси и наоборот. Как сегодня складывается ситуация в этой сфере? Кто принимает участие в этом взаимодействии? Какие возможности существуют для контактов по линии гражданского общества и какие видите Вы?

Общественные отношения всегда были одной из важнейших интегральных составляющих белорусско-германского сотрудничества.

Отрадно, что и сегодня, несмотря, а где-то и вопреки негативным тенденциям в двустороннем политическом диалоге, межличностные контакты между нашими странами и народами развиваются, в том числе по тематике сохранения исторической памяти, в рамках гуманитарных проектов, культурных и образовательных обменов, побратимского движения.

Безусловно, рамочные условия для такого взаимодействия существенно усложнились. К сожалению, сегодня партнерам из Беларуси и Германии уже не так просто приехать друг к другу в гости, хотя Минск и Берлин разделяют всего чуть больше 1000 километров. Но те, кто верит и ценит дружеские отношения, кто убежден в исключительной важности партнерства и сотрудничества для будущего, преодолевают любые трудности и препятствия. Продолжает успешно развиваться гуманитарное сотрудничество по линии многочисленных немецких инициатив, которые более 30 лет оказывают поддержку Беларуси и белорусам в преодолении последствий Чернобыльской катастрофы. Ведется дальнейший диалог по взаимопримирению и взаимопониманию в контексте исторической ответственности Германии за преступления на территории Беларуси в годы Второй мировой войны. На региональном уровне успешно общаются и сотрудничают активисты побратимского движения, которое объединяет более 20 пар городов-побратимов Беларуси и Германии. В ноябре 2022 года в г.Минске прошла 11-я встреча представителей побратимских ассоциаций двух стран, в рамках которой обсуждалась, помимо прочего, тематика социальной инклюзивности, экологии и молодежных обменов.

Спорт призван служить сближению народов. Уже на протяжении нескольких лет мы являемся свидетелями беспрецедентной политизации спорта. Особенно в западных странах все громче звучат требования об отстранении также и белорусских спортсменов от участия в крупных международных соревнованиях, таких как Олимпийские игры или Чемпионат Европы по футболу. Как Вы относитесь к этому?

Беларусь осуждает все возрастающую политизацию международного спорта и попытки использовать спорт и спортсменов в политических и даже геополитических целях. Спорт должен служить целям объединения, а не разъединения.

Требования и решения об отстранении спортсменов от международных соревнований из-за их гражданства являются чистой дискриминацией, противоречат олимпийским принципам и стратегически вредят олимпийскому движению. Особенно неприемлемо и аморально, когда это касается спортсменов-инвалидов и паралимпийских соревнований.

Рассчитываем, что все решения в этой области в перспективе будут приниматься в интересах самих спортсменов, для которых спорт – это жизнь.

Белорусские спортсмены всегда были и будут оставаться частью международного спорта и способствовать его достижениям своими результатами и рекордами.

Версия для печати

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти